• История школы

    Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа — интернат Пермского края» образовано в 2019 году  путем присоединения ГБОУ ПК «Школа для детей с нарушением зрения» к ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи».

    Однако образование детей с нарушением слуха и зрения в Пермском крае имеет долгую историю.

     В 1806 году по указу императрицы Марии Фёдоровны в Павловске было организовано Опытное училище глухонемых. Это была первая школа для глухих детей. А  уже в  1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России. 

    Листая страницы школьной летописи…

    Страницы летописи школы,
    Перелистаем бережно, любя,
    И, погрузившись в этот мир серьезный и веселый,
    Узнает каждый вдруг себя.

    У каждой школы своя судьба, своя история. Давайте откроем первую страницу истории школы. В Пермском крае открытие школы для слепых детей произошло намного раньше, чем открыли школу для детей с нарушением слуха.

    Всё началось с открытия училища для слепых детей в 1890 году.  Открытие подобного учебного заведения — результат развитой системы благотворительности, которой славилось пермское общество в дореволюционные годы. 

    «В воскресенье, 12 марта 1889 года, в помещении Благородного собрания г. Перми было многолюдно. В особняке на улице Сибирской собралось изысканное общество: здесь были представители губернских учреждений во главе с губернатором В.В.Лукошковым, именитые граждане города, известные пермские предприниматели, журналисты, священнослужители, земские деятели. Собрание должно было решить вопрос об открытии в губернии Пермского отделения попечительства о слепых».

    Создание первого образовательного учреждения для слепых на Урале было результатом энергичной самоотверженной деятельности врача-офтальмолога Евгении Павловны Серебренниковой, возглавлявшей глазное отделение в Александровской земской больнице.  В 1886 г. Е. П. Серебренникова сделала доклад на губернском съезде земских врачей в городе Перми.  В своем докладе она указывает, что в деле предупреждения глазных заболеваний и слепоты буквально ничего не сделан: «В пермской губернии положение слепых оставалось тяжелым: по проценту слепых к числу населения (23 человека на 10 тыс. жителей) губернии занимала одно из первых мест. Среди крестьян свирепствовали трахома и оспа, приводившие к слепоте. Медицинская помощь была недостаточной. Из 6 тыс. слепых, проживавших в губернии, около 400 человек не имели абсолютно никаких средств к существованию».

    Первым и самым важным начинанием созданного попечительства стало строительство дома для училища и приюта для слепых детей. В марте 1889 года уполномоченный попечительства о слепых по Пермской губернии. Н.М.Васильев писал Пермскому городскому голове: «Для призрения находящихся в Пермской губернии неимущих слепых, число которых по собранным в 1886 году сведениям доходит до 398 человек (при всех слепых в Пермской губернии 6153 чел.) и для обучения их доступным слепому занятиям и ремеслам, могущих дать им возможность самостоятельно зарабатывать и тем самым поддерживать свое существование, предполагается устроить в городе Перми первоначально на небольшое число лиц убежище для слепых на собранные для этого необходимые материальные средства. Существование такого заведения будет вполне обеспечено как членскими взносами предполагаемого в Перми отделения, состоящего под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Александровны о слепых, так и кружечным сбором пожертвований, каждогодно производимых в городских и монастырских церквях губернии в неделю о слепом. При отзывчивости пермского общества и вообще населения Пермской губернии ко всякому доброму начинанию, можно с уверенностью надеяться, что в материальных средствах на такое святое дело, как призрение неимущих слепых, недостатка не будет…» 

    Из нескольких мест, предложенных городской думой, совет попечительства выбрал «пустопорожнее» место на окраине города, в Солдатской слободе, напротив пересыльной тюрьмы, что на улице Сибирской. Училище разместилось на улице Сибирской, 80.  Позднее в этом здании расположилась  школа № 22. 

    Дом был построен из красного кирпича, в середине здания были парадные двери. По периметру установили кованую ограду. В подвальных помещениях была столовая.

    Первое образовательное учреждение для незрячих детей на Урале было создано Мариинским попечительством о слепых в городе Перми 11 сентября (по новому стилю) 1890 года.

    Попечителями училища в разные годы служили известный врач и общественный деятель Павел Николаевич Серебренников (1901-1905), купец Сергей Михайлович Грибушин (1906-1907), коммерции советник Павел Степанович Жирнов.

    Училище было рассчитано на 45 детей. На 1 января 1891 года в нем находилось 8 мальчиков, воспитанием и обучением которых занималась учительница Е.П. Еремеева, присланная попечительством. Екатерина Павловна проработала в школе с 1890 по 1896 годы. В 1893 году в училище пришла помощницей учительницы Елена Константиновна Эльфман, окончившая курс в Пермской Мариинской женской гимназии. Впоследствии она стала заведующей училищем.

    По правилам приема в училище принимали мальчиков и девочек в возрасте 7-11 лет «неизлечимо слепых на оба глаза», способных к образованию и обучению. Обучение в училище продолжалось 9 лет. Слепые дети изучали общеобразовательные дисциплины в объёме народной школы. Учебный процесс длился 9 месяцев: с 18 августа по 16 мая. Школьный курс состоял из следующих предметов: Закон Божий,  арифметика, русский язык, история, география,  естествознание (курс двухклассного училища). Программа обучения, а также некоторые учебные пособия были специализированными (напечатаны специальным шрифтом для слепых — шрифтом Брайля).

    При училище существовал ремесленный класс, так как выпускники училища должны были не только получить образование, но и приобрести навыки, которые давали бы им возможность зарабатывать на жизнь после окончания курса. В училище работали мастера корзиночного, сапожного и ткацкого производства, которые обучали своему ремеслу слепых детей и взрослых слепцов, находившихся при училище. Под руководством мастеров слепые дети учились плести корзины, садовую мебель из прута, из соломы и травы плели гамаки, маты, изготавливали туфли из покромок и веревок. Сапожники шили обувь на заказ и для нужд самого училища. В училище действовала учебно-ткацкая мастерская. Девочки ткали холст, полотняные ковры и дорожки. Все изделия, изготовленные слепыми учениками, шли на продажу.  Училищные мастерские имели свою лавку в Гостином дворе. Деньги, вырученные от продажи изделий слепцов, использовались на содержание училища.

    При училище было организовано подсобное хозяйство: держали коров, свиней, кур, был свой огород. Продукты шли на кухню для питания детей, излишки продавались.

    В училище слепых преподавали также пение светское и духовное, существовал свой хор, в котором занимались 20 детей. Руководил хором учитель пения А.С. Фукалов. С 1908 года обязанности руководителя исполнял выпускник училища Александр Обвинцев. Хор слепых пел в училищной церкви, а кроме этого принимал участие в народных чтениях и праздничных концертах, организуемых для жителей Солдатской слободы. Кроме русских народных песен и произведений русских композиторов, в репертуаре хора была опера М.И.Глинки «Жизнь за царя», поставленная к 300-летию царствующего дома и исполненная слепыми певцами на празднике. Ведущую партию Ивана Сусанина исполнил Александр Обвинцев. Постановка осуществлялась под руководством А.Городцова, известного в Перми руководителя народных хоров.

    При училище существовала библиотека из книг, написанных шрифтом Брайля, всего насчитывалось 289 книг.  Кроме учебников, в библиотеке были собраны книги русских и зарубежных писателей, периодические издания (в основном детские журналы), научно-популярные сочинения, а так же специальный журнал «Досуг слепых».

    В 1899 году состоялся первый выпуск учащихся в составе 7 человек.  Судьбы выпускников сложились по-разному. Многие из них, благодаря полученным в училище навыкам, занимались ремеслом. Таким выпускникам училище предоставляло инструменты для работы, сырье, помогало продавать их изделия через училищную лавку. Часть учеников, проявивших музыкальную одаренность, работали таперами и давали уроки музыки. Некоторые избрали себе духовную карьеру — стали псаломщиками при церквях. Училище следило за судьбой выпускников и всячески им помогало. При этом главным был принцип: «Как бы слепец ни работал — лишь бы труд был честный, чем бы он ни жил — лишь бы с сумой не ходил».

    Постепенно число выпускников увеличивалось. В 1910 г. учеников было 60, а всего с 1890 по 1912 гг. училище окончили свыше 130 человек

    Когда в  1914 году началась первая мировая война, в здании училища для слепых был организован госпиталь. Под него был отведён весь второй этаж. Школа же помещалась только на первом этаже и в подвальном помещении. Так она работала до конца 1918 года. Во время гражданской войны,  когда  Колчак взял город Пермь, училище слепых было эвакуировано в сельскую местность (на ст. Ферма), туда, где находилось подсобное хозяйство училища. В здание на Сибирской, 80 слепые больше не вернулись, школе слепых было выделено другое помещение. В 1919 году часть незрячих детей устроились в Доме слепых.

    Школы в 20-е годы

    В июне 1920 года в Перми начал функционировать детский дом 10 (слепых детей), который возглавила Е.К.Эльфман. Первоначально детский дом располагался на 2-ом этаже над аптекой по ул. Покровской (сейчас — ул. Ленина), дом 54, затем его перевели в здание канцелярии губернатора (на этом месте сейчас Дворец творчества юных).

    В 1925 году на базе детского дома была создана окружная школа слепых детей, директором которой была также Е.К. Эльфман.

    Пермская школа глухонемых открыла свои двери в конце 1921 года и размещалась в здании по адресу: ул. Коммунистическая, 58 (ныне Петропавловская улица). Первым директором школы в 1921-1927 годы была Сбруева Ольга Михайловна. Позже она уехала в город Ленинград, погибла во время блокады. В 1927-1930 годы директором работал Колышкин Николай Александрович.

    В школу были собраны глухонемые и слепые дети разного возраста. Учащихся было немного, 19 человек. Педагогический коллектив — 3 человека, которые одновременно были и учителями, и воспитателями. Эберзин Андрей Михайлович — ночной дежурный в 1922-1926 годы, а начиная с 1927 года по 1955 год работал инструктором столярной мастерской. Пономарёва Ольга Вениаминовна — учитель и воспитатель в 1922-1939 годы, погибла в блокаду. Чиркова Мария Григориевна — инструктор трикотажного дела в 1923-1929 годы, погибла в блокаду.

    Поначалу было очень тяжело. Школа во всем испытывала недостаток. Не все дети имели пальто, обувь, многие ходили босиком, гуляли по очереди.

    1927 год. Жители города Перми подарили детям одну трикотажную и одну швейную машины. В школе организовано три мастерских: швейная, трикотажная, столярная. Педагоги приобщили детей к труду. Ребята вязали чулки из материалов заказчика, шили рубашки. Первые 50 рублей израсходовали на инструменты для столярной мастерской. Выполненные ребятами вещи: вязаные чулки, варежки, перчатки, сшитые фуфайки, майки, рубашки — сдавали в Уралторг.

    В 1929 году был сделан первый выпуск. Родные стены школы покинуло 7 человек. 

    Листая страницы школьной летописи… 30-е годы.

    В 1932 году школу для слепых детей разместили в деревянном доме по ул. Малая Ямская, 9, в районе Старой Слободки, построенном для себя инженером, заместителем начальника управления Пермской железной дороги А.Н. Сериковым  в 1871 году   по проекту архитектора Р.О. Карвовского. Школа там  находилась до 70-х годов.

    А в 1930 году школа для глухих детей  переезжает в здание по улице Большевистская, 32. До революции это было владение горнозаводчика, затем — детский дом.

     Большевистская, 32

    Из Московского государственного университета приезжает в школу первый сурдопедагог Томилова Мария Александровна. Учителя выезжают на курсы повышения квалификации в Москву, Ленинград, Свердловск. В это же время создаётся первая дошкольная группа. Из-за нехватки мест в интернате воспитанников размещают по квартирам.

    Коллектив школы, 1930

    В начале 30-х годов в школе создается пионерская организация. Отрядные и дружинные сборы проходят в городском доме пионеров «Муравейник».

    В 1936 году происходит объединение пермской и кунгурской школ. Организовано 25 классов. Количество учащихся увеличивается до 257 человек. Помещение школы не соответствует количеству учащихся, поэтому было принято решение: передать детям дополнительное здание по ул. Большевистская, 46 (ныне Екатерининская улица), до революции принадлежащее купцу.

    Многие учителя из кунгурской школы приехали работать в Пермь. Студенты из дефектологического факультета Пермского педагогического института проходят практику. Вместе с опытными педагогами практиканты обсуждают уроки, обращая особое внимание на разнообразие методов обучения, а также на различные формы проверки знаний учащихся.

    Начинают свою работу танцевальный и акробатический кружки. С большим интересом участвуют ребята в художественной самодеятельности, готовятся к праздникам, выступают с концертами, ставят спектакли.

    Педагоги организовывают для школьников экскурсии в Москву, Ленинград. В 1936 году директором назначается Дьякова Надежда Николаевна, проработавшая в школе до выхода на пенсию в 1957 году. Педагогический коллектив школы пополняется новыми работниками, выпускниками дефектологического факультета Пермского педагогического института: Котовой ЕГ, Емельяновой АФ, Поносовой ОВ, Мазуровой ГП, Солдатенко ЗН, Теплоуховой ВП и др.

    Коллектив школы, 1936

    В 1938 году открывается первый слуховой кабинет под руководством Котовой ЕГ. Утром дети учатся в школе, а после обеда работают в столярной, слесарной, швейной и цветочной мастерских. Мастерские переходят на хозрасчёт, заработанные детьми деньги поступают на лицевой счёт школы.

    Во время летних каникул дети отдыхают в лагере, за городом…

    Листая страницы школьной летописи… 40-е годы.

    Пермская школа глухих накануне и в годы Великой Отечественной войны.

    В 1940-1941 учебном году школа получает дополнительное здание по ул. Большевистская, 72 и увеличивает приём учащихся. Принято в школу ещё 74 человека. Всего 312 учащихся. В 1941 году группа, в составе которой было 15 детей, едет на экскурсию в столицу нашей родины — Москву. Большую часть воспитанников отправляют на отдых в пионерский лагерь.

    22 июня 1941 года немецкая армия вторглась на территорию СССР, и началась Великая Отечественная война, круто изменившая жизнь всей страны. 1941-1945 годы — время тяжёлых, суровых испытаний. Трудные были годы…

    По распоряжению Облисполкома здания по улице Большевистская, 32 и 46 переданы под военный госпиталь. За школой остаются библиотека, столярная мастерская. Школе предоставляют помещение в деревне Кулики, где учатся ещё и слепые школьники. Дети, уехавшие на летние каникулы к родителям, прерывают учёбу. Из школы выбывает 197 человек. Многие сотрудники ушли на фронт защищать родину от фашистских захватчиков. В школе остаются работать Дьякова Н.Н., Емельянова А.Ф., Беляева О.В., Солдатенко З.Н., Голубева В.С., Котова Е.Г., Лебедева Е.И., Носова М.П., Романова Т.П., Кряжевских Е.Г., Каданцева В.А., Телешова В.П., Теплоухова В.П., Поносова О.В.

    Через полгода большая часть учащихся (сироты) переезжает в Нижние Муллы, в санаторий «Светлана». Продукты привозят сюда из города на лошади, ребята сами ходят за молоком в близлежащую деревню за 3 километра. Несмотря на тяжелые условия, ребята и педагоги трудятся в колхозе, где не хватает рабочих рук. На их долю выпадает тяжкий труд. Здесь воспитанники учатся азам полеводства, овощеводства: выращивают овощи, убирают урожай. Дрова ребята заготавливают сами, вылавливая из Камы брёвна, распиливают и увозят на растопку. Руки болят, спины ноют, но темпы работы не снижаются.

    Оставшиеся в городе ученики занимаются в школах № 18 и № 23 во вторую и третью смены с 18 до 22 часов. Учителя провожают каждого ребёнка домой, потому что в городе нет уличного освещения. Хотя и трудно учиться, но интерес к учёбе у ребят не пропадает, они с желанием посещают школу даже и в морозы. Педагоги вместе со школьниками шефствуют над ранеными фронтовиками, стирают солдатское обмундирование здесь же, во дворе школы, а теперь госпиталя; чинят одежду, готовят концерты для больных, пишут за раненых бойцов письма, работают на субботниках.

    6

    Так, в труде и заботе, живёт школа, надеясь на долгожданную Победу…

    Листая страницы школьной летописи… 50-е годы.

    У каждой школы своя судьба, своя история. Давайте откроем новую главу истории школы под названием «Пермская школа глухих в послевоенное время».

    В мае 1945-го пришла долгожданная победа. Жизнь постепенно входит в мирное русло. Возвращаются домой фронтовики и среди них — наши.

    В октябре 1945 года школе вновь передают здания по улице Большевистская, 46 и 32. В Пермь возвращаются учащиеся, живущие в санатории «Светлана», ставший во время войны вторым домом для глухих детишек. В 1945/1946 учебном году обучается 156 человек. В этом году в школу приходит Емельянов Б.А., который занимается организацией учебно – слесарной мастерской. Работая инструктором по слесарному делу, он вкладывает много труда, помогает своим воспитанникам делать первые шаги в огромный мир профессиональных знаний, сочетая строгость и требовательность с добротой и пониманием. В мастерскую ребята ходят с огромнейшим желанием.

    В 1947 году начинает работу кружок «Юный натуралист». На пришкольном участке под руководством учителя биологии Емельяновой А.Ф. юннаты сажают фруктовые деревья, цветы.

    К 1950 году в Пермской области было много глухих, не охваченных школой. В этом же году поступило 215 заявлений от родителей. По распоряжению Облоно открывается школа глухонемых в селе Верхнее Калино Чусовского района. Таким образом, вновь открытая школа даёт возможность удовлетворить большую часть заявлений родителей.

    В 1951 году в Перми, по адресу: ул. Горького 28, открывается школа глухонемых, куда переводятся все городские учащиеся. На 1950/51 учебный год в школе организовано 18 классов, в которых обучается 212 человек.

    Педагогический коллектив школы пополняется специалистами. Приходят новые учителя: Цехотская А. И., Носкова Т.А., Ушакова Л. Г., Орлова И. Г., Галицкая Г. Н., Кастрова Л. В., Байнова Л. В., Цыбина В. И.(Верхне — Калинская школа глухих).

    С 1955/1956 учебного года начинает работу комиссия по присвоению учащимся рабочих разрядов. По столярному делу 2 человека получают 4 разряд, 7 человек – 3 разряд, и ещё двоим присваивают 2 разряд. По швейному делу 2 девочки получают 4 разряд, 6 человек сдают на 3 разряд, троим присваивают 2 разряд. По окончании школы выпускники поступают на производство и в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение).

    В школе большое внимание уделяется работе кружков художественной самодеятельности. Воспитанники успешно сочетают учебу с искусством. Они выступают на городских смотрах художественной самодеятельности, занимают призовые места.

    С 1955 года учащиеся выезжают на полевые работы по уборке урожая. Все дети помогают взрослым, выполняя работу очень добросовестно, и никто не думает о том, как отказаться от неё.

    В сентябре 1957 года на заслуженный отдых уходит директор школы Дьякова Н.Н., проработавшая на этом посту 21 год. Новым директором назначается Шеходанов К.П., а его заместителем становится Лебедева Е.И..

    В 1958 году министерством просвещения проводится проверка состояния слуха у детей, после чего принято решение разделить их на тугоухих и глухих. Таким образом, создаются две школы: одна — для глухих, а другая — для слабослышащих.

    Вот так в послевоенные годы школа постепенно приходила в себя. Жизнь школьников становилась интереснее.

    Листая страницы школьной летописи… 60-е годы.

    В декабре 1962 года с улицы Горького, 28 слабослышащие дети переезжают в новое здание по улице Бушмакина, 20, расположенной в микрорайоне Кислотные дачи Орджоникидзевского района города Перми. Улица появилась в 1948 году и до 1965 года называлась Васильевская. Её переименовали в честь участника Великой Отечественной войны Алексея Петровича Бушмакина (1913-1964). А школе глухих передали здание на Горького, 28, где находился зал для занятий физкультурой и интернат.

    1

    С 1963 года в школе введён экзамен по труду. По окончании школы выпускники продолжают дальнейшее обучение в училищах и устраиваются на заводы города. Спортивно-оздоровительная работа – одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы-интерната. В 1966-1967 годы учащиеся школы участвуют в республиканских соревнованиях по волейболу, в спартакиадах по теннису, хоккею, баскетболу, кроссу, боксу с выездом в города Свердловск, Казань, Ростов. Лучшие воспитанники школы вместе с педагогами совершают экскурсии в города Ленинград, Астрахань, Горький, Ростов на Дону.

    2

    3

    4

    5

    Во второй половине 60-х годов начинается строительство новой школы по улице Казахской, 71 в микрорайоне Южный. На строительстве школы-интерната учащимися отработано 20 740 часов. В декабре 1968 года школа распахнула свои двери. Ровно через год, в январе 1969 года, вводится в эксплуатацию здание интерната.

    Всё здесь радует учеников, учителей, родителей: и светлые просторные классы, и широкие коридоры. В школе оборудуются столярная, слесарная, швейные мастерские, а также учебные кабинеты биологии, истории, географии, физики, слуховой работы. Для детей были построены хоккейное поле, игровая и волейбольная площадки, где можно спортивные занятия провести, поиграть или просто отдохнуть. В свободное время воспитанники школы занимаются благоустройством: высаживают деревья и кустарники во дворе школы и ухаживают за ними.

    6

    Обновляется педагогический коллектив. В школу прибывают новые специалисты: Федотова Л. Г., Трубачева Н. Г., Захарова М. С., Власова Е. Д., Шахматов В. М., Ширяева Н. Е.

    В 1968 году создаётся отряд «Неугасимые», бурная деятельность которого связана с именем старшей пионерской вожатой Никулиной Маргариты Павловны. В состав «Неугасимых» входят педагоги, трудовая деятельность которых начиналась с должности «Старшая пионерская вожатая». Трепетное отношение к пионерской организации, пламенные сердца собрали этих людей в группу, которая занимается нравственным воспитанием глухих детей. Члены отряда организуют сборы, проводят беседы, занимаются поиском участников ВОВ, организацией шефской помощи ветеранам, труженикам тыла и пожилым людям.

    Коллектив школы в 1969 году. В центре сидит директор – Орлова И.Г
    Коллектив школы в 1969 году. В центре сидит директор – Орлова И.Г

     

    Листая страницы школьной летописи… 70-е годы.

    Да… Летят годы, уходят, к сожалению, от нас прекрасные люди, удивительные педагоги. Но! Приходят новые, полные энергии, идей, которые продолжают историю нашей школы, хранят и передают лучшие традиции. Школа живёт! Обновляется! Посмотрите, как преобразилась школа! Школа идёт в ногу со временем, отвечая всем требованиям современности.

     Итак, 70-е годы.

     В конце 60-х — в начале 70-х годов был создан отряд горнистов и барабанщиков, который участвовал вместе со слышащими ребятами в районных конкурсах. Организованы знамённые группы, совет дружины и советы отрядов. Руководство отрядами и работу с октябрятами совет дружины взял в свои руки. Вся пионерская работа шла под девизом: «Пионерия на марше!».

    2

    3

    4

    5

    22 апреля 1970 года, в день рождения Владимира Ильича Ленина, пионеры впервые встали в почётный караул у портрета вождя революции. В это же время совет дружины вынес решение бороться за имя нашего земляка, Героя Советского Союза, генерал-майора инженерных войск Крисанова Николая Васильевича, сестра которого Беляева Ольга Васильевна проработала в нашей школе 22 года. Дружина проводила огромную работу в зоне пионерского действия с ветеранами ВОВ и труда. Уже в 1973 году дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Крисанова Н.В.

    Каждый год в день годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в школе проходили праздники, где малышей принимали в октябрята, а в день рождения комсомола, который отмечался 29 октября, проводились уроки мужества, старшеклассники вступали в ряды комсомола. В этот же день комсомольцы сдавали Ленинский зачёт. Частыми гостями детей были ветераны школы, ветераны ВОВ, шефы.

    Ежегодно в начале сентября учащиеся 5-12 классов работали на полях совхоза «Госконзавод № 9». Сначала убирали морковь, потом — картофель. Во время уборки урожая между классами проходили соревнования. Руководители совхоза были очень довольны работой детей. За хороший труд ребят награждали почётной грамотой. В 1976 году школьники заработали 1000 рублей. На эти деньги приобрели в школу телевизор и путёвку на экскурсию для учащихся 11 класса. По традиции предвыпускной класс ездил куда-нибудь по путёвке.

    6

    7

    В 70-е годы в школе работали несколько кружков и клубов по интересам, а также спортивные секции.

    В интернате действовал лекторий для старшеклассников «Человек и закон», где перед ребятами выступали работники милиции, которые в доступной форме рассказывали о преступлениях и наказаниях несовершеннолетних.

    В удивительный, полный чудесных превращений, мир сказок попадали дети на занятиях клуба «Приходи, сказка». Они смотрели диафильмы, проводили викторины по сказкам, ставили инсценировки.

    Ответы на все свои вопросы воспитанники узнавали на занятиях клуба «Почемучка», который каждый месяц приглашал ребят к себе в гости, чтобы ответить на их многочисленные «Почему?»

    В «Клубе интернациональной дружбы» освещались все политические события, происходящие за рубежом. Занятия в клубе начинались с торжественной церемонии – поднятия флага.

    Члены клуба «Юность» посещали музеи, галерею, ездили на экскурсии по историческим местам города Пермь. Руководитель клуба Виткевич Я.Г. рассказывала детям о подвиге советского народа в годы Великой отечественной войны.

    С большим удовольствием учащиеся посещали кружок «Умелые руки», где делали различные поделки из природного материала, шили мягкие игрушки.

    Каждый год в школе проводился праздник «День увлечённых», на котором с отчётом выступали все кружки. Кулинары представляли вкусные и красивые плоды своего труда. Девочки – портнихи демонстрировали сшитые ими платья, халаты. Девочки из кружка «Мягкая игрушка» представляли прекрасные игрушки. Кружок художественной гимнастики показывал интересные танцы с обручами, ленточками. А ребята из кружка «Приходи, сказка» выступали с инсценировками сказок.

    В школе по – прежнему процветали спорт и художественная самодеятельность. Спортсмены школы участвовали в городских, всероссийских соревнованиях, занимали призовые места. Ребята катались на лыжах, играли в хоккей, баскетбол, футбол. Очень часто проводились товарищеские встречи между учащимися и рабочими завода имени Ленина, завода имени Дзержинского.

    8

    9

    10

    Артисты принимали участие в районных смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах, проводимых ВОГом.

    11

    Традиционным был праздник «Проводы русской зимы». Обычно представление начиналось с массовых танцев. Приходил к ребятам Дед Мороз, затем на тройке приезжала Весна. Её встречали хлебом-солью. И начиналось веселье, сопровождающее танцами, аттракционами, угощениями. Гвоздём праздничной программы было катание на разукрашенных конях.

    12

    Воспитанники не только хорошо отдыхали, но и активно работали на субботниках, убирали школьную территорию. А ещё ребята ходили по близлежащим домам, собирая металлолом. Жители охотно отдавали детям ненужный хлам. Вот так однажды учащиеся собрали более трёх тонн металлолома, а заработанные деньги перечислили в фонд операции «Чукотка». В это время пионеры всей страны собирали на строительство дворца для пионеров Чукотки.

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    Вот так и жила школа в 70-е годы. Возвращает память то, что было так недавно и так давно…

    Листая страницы школьной летописи… 1980-2007 годы.

    Почему именно 1980 -2007 годы? В это непростое время, начиная с 1982 года, школу возглавлял Отличник народного просвещения РСФСР Тибелиус Ю.Р., который утверждал, что в основе обучения и воспитания подрастающего поколения лежит труд.

    Школа продолжала развиваться, укреплялась её материально-техническая база. На территории школы были построены летняя теплица, свинарник, а также сварочный цех и гаражи для техники. Большую помощь школе в постройке этих объектов оказывали шефы – трест КПД.

    Между учебным корпусом и интернатом раньше было 2 перехода. Теперь нижний переход перестроили в теплицу, в которой начали выращивать лук. Через каждые две недели с её небольших площадей снимали свыше 100 кг зеленого лука, который реализовывали в торговую сеть и общественное питание. Доход от маленькой теплицы составлял около полутора тысяч рублей в год. Совхоз «Пермский» поставлял школе поросят. Воспитанники школы ухаживали за ними. Откармливали свиней до полутора центнерового веса и сдавали на мясокомбинат. От этого в доход школы ежегодно перечислялись свыше 10 тысяч рублей.

    Под руководством Тибелиуса Ю.Р. педагогический коллектив решал новые задачи, которые ставило время; совершенствовались формы и методы работы.

    Организована производственная практика для учащихся на различных заводах Перми: машиностроительный завод им. Свердлова, электроприборное производственное объединение, завод КПД, УПП ВОГ, ЖБК, ППЗ, СМУ-14, ВЕЛТА. На этих предприятиях учащиеся осваивали профессии столяра, слесаря, токаря, фрезеровщика, плотника, арматурщика, газоэлектросварщика, электрообмотчика, сверловщика, маляра-штукатура, плиточника, слесаря-сборщика электроприборов, животновода, овощевода, швеи. Надо отметить, руководители цехов, где работали наши дети, были довольны, потому что пришедшие на практику учащиеся старших классов в полном объёме владели первоначальными трудовыми навыками.

    В школу поступало очень много заказов от предприятий и организаций города. После обеда проходили уроки общественно-полезного производительного труда. На занятиях ОППТ учащиеся, начиная с 5 класса, выполняли заказы. К примеру, для объединения «Биомед» мальчишки изготавливали для реализации посылочные ящики, а для комбината «Красный Октябрь» — ящики для цветочной рассады и балконные ящики для цветов. Девочки шили повязки и нарукавники медицинские для базы медснабжения, поварские курточки по заказам областного управления общественного питания, рабочие халаты для различных инструментальных и столярных цехов. По заказам швейных предприятий юные мастерицы изготавливали ночные сорочки, мужские трусы, постельное бельё, детские платья, чепчики для малышей. Слесарные мастерские выполняли просьбы по производству валиков, болтов, втулок и других деталей. И конечно же, за работу ребята получали заработную плату.

    Большую роль в обучении и воспитании глухих учащихся играл кабинет профориентации, созданный в школе-интернате в 1983 году. Это центр, где проходили встречи с представителями самых различных профессий, где старшеклассники получали консультации. И что интересно, на каждого учащегося с 9 по 12 класс заполнялось личное профориентационное дело, в котором отмечались личные успехи в производительном труде, давался анализ трудовой деятельности.

    Жизнь в интернате не затихала ни не секунду: проводились различные соревнования, линейки, зарницы, театральные представления, экскурсии. Воспитанники танцевали, пели, играли, занимались различными видами спорта. Сборная лыжная команда занимает призовые места во всероссийских спартакиадах, а также на чемпионатах мира.

    Но время шло, менялась жизнь, менялась и наша школа. После распада Советского Союза перестала существовать пионерская организация, а значит, ушли в прошлое многие традиции (почетный караул, горнисты и барабанщики…).

    Началась компьютеризация школы и в учебный процесс стали внедряться информационные технологии. В школе открылся первый компьютерный класс УКНЦ.

    В 2002 году выпускники школы впервые получили аттестаты о полном среднем образовании.

    Мы в: